Бесплатно Экспресс-аудит сайта:

27.03.2024

Африка тонет в дезинформации: 189 злонамеренных кампаний выявлено лишь за прошлый год

В 2023 году специалисты по кибербезопасности столкнулись с резким ростом кампаний по распространению дезинформации, нацеленных против африканских государств и международных организаций на континенте.

По данным Африканского центра стратегических исследований при Национальном университете обороны США, в прошлом году в Африке было задокументировано не менее 189 таких кампаний. Это примерно в четыре раза превышает показатели 2022 года. Всплеск атак был зафиксирован накануне выборов, которые пройдут в этом году как минимум в 18 странах региона.

Дезинформация представляет серьёзную угрозу для действующих правительств и бизнес-структур, полагающихся на стабильность экономики. Марк Дуэркен, научный сотрудник Африканского центра стратегических исследований, отмечает: «Дезинформация — это не только техническая, но и социально-политическая проблема, которая потребует многоуровневого подхода для построения устойчивости. Работа киберэкспертов может быть лишь частью решения».

По словам Дуэркена, в последнее время наблюдаются всё более изощренные кампании дезинформации, использующие кибератаки для усиления, легализации и распространения ложных данных. В то же время страны Африки продолжают, хоть и неравномерно, улучшать свои позиции в области киберзащиты.

Большинство обнаруженных кампаний 2023 года являются операциями иностранного влияния. Около 60% атак связаны с Китаем, Объединёнными Арабскими Эмиратами, Саудовской Аравией и Катаром, согласно недавнему отчёту Африканского центра кибербезопасности.

В настоящее время в Африке насчитывается 600 миллионов интернет-пользователей, из которых 400 миллионов активны в социальных сетях. Граждане некоторых стран региона, таких как Нигерия и Кения, являются одними из самых активных потребителей соцмедиа в мире. При этом уровень распространения интернета на континенте сильно варьируется — от 7% в Центральноафриканской Республике (ЦАР) до 51% в Нигерии.

Защита граждан и бизнеса от дезинформационных кампаний требует комплекса инициатив. Среди них — поддержка местной журналистики, повышение медиаграмотности, улучшение кибербезопасности выборов, выявление и удаление сетей ботов и фейковых аккаунтов в соцсетях. Такие рекомендации содержатся в недавнем отчёте Фонда Карнеги под названием «Эффективное противодействие дезинформации».