25.07.2024 | Что такое мотодопинг и как UCI борется с ним в преддверии Олимпиады |
В мире профессионального велоспорта разгорается новый скандал, связанный с так называемым «мотодопингом» — использованием скрытых электромоторов в велосипедах. Проблема приобретает особую остроту в преддверии Олимпийских игр в Париже, открывающихся в эту пятницу. Недавний инцидент на соревнованиях «Дороги Уазы» неподалеку от Парижа продемонстрировал всю серьезность ситуации. Французский официальный представитель, заподозрив одного из гонщиков в использовании запрещенных технологий, был вынужден запрыгнуть на капот стремительно удалявшегося фургона. Несмотря на то, что случай подтвержденного «мотодопинга» на профессиональном уровне был зафиксирован лишь однажды в 2016 году, эта проблема остается актуальной, особенно в любительских соревнованиях высокого уровня. Тот случай произошел на чемпионате мира по велокроссу в Бельгии. Сканирование велосипеда местной фаворитки Фемке Ван ден Дриссе выявило наличие мотора. Спортсменка была дисквалифицирована на шесть лет, хотя продолжала настаивать на своей невиновности. Международный союз велосипедистов (UCI) активно внедряет все более сложные методы обнаружения. На предстоящей Олимпиаде в Париже будут использоваться электромагнитные сканеры и рентгеновские установки для выявления скрытых моторов. По мнению экспертов, даже небольшая дополнительная мощность в 20-30 ватт может стать решающим фактором в гонке. Жан-Кристоф Перо, бывший олимпийский призер и первый менеджер UCI по борьбе с технологическим мошенничеством, утверждает , что на профессиональном уровне «мотодопинг» уже не практикуется. Однако многие эксперты призывают к повышенной бдительности. Технология скрытых моторов тоже постоянно совершенствуется. Современные устройства, например система Watt Assist от компании HPS-Bike, могут добавить велосипеду дополнительные 200 Вт мощности. Гарри Гиббингс, основатель и генеральный директор HPS, утверждает, что их технология недоступна для модификации и, следовательно, для мошенников будет абсолютно бесполезна. Система HPS Watt Assist оснащена 30-миллиметровым мотором весом 300 граммов, производимым швейцарской компанией Maxon Group. По словам Гиббингса, в этом моторе применяется та же технология, что и в марсоходе NASA Perseverance. Сейчас UCI сотрудничает с французским Комиссариатом по атомной энергии и альтернативным источникам энергии (CEA) для создания системы непрерывного мониторинга. Эта разработка предполагает использование встроенного высокоточного магнитометра, который сможет обнаруживать электромагнитную сигнатуру скрытого мотора и автоматически передавать сигнал тревоги на автомобили технической поддержки. |
Проверить безопасность сайта