Бесплатно Экспресс-аудит сайта:

17.07.2023

iPad - убийца: как электронный помощник превратился в ловушку для пилотов вертолета

Вертолет Boeing CH-47D, который занимался тушением лесного пожара на реке Салмон 21 июля 2022 года, начал внезапно вращаться налево и через 13 секунд упал в воду. На видео, снятом очевидцами, видно, как вертолет продолжает крутиться против часовой стрелки, пока не упал в реку.

На месте происшествия пожарные быстро вытащили из воды пилота Томаса Хейса, 41 год, и второго пилота Джареда Берда, 36 лет, но оба скончались от полученных травм.

Национальное управление по безопасности транспорта (NTSB) еще не опубликовало окончательный отчет о катастрофе, в котором будет указана вероятная причина аварии. Однако в недавно открытом досье по делу содержится “Сводка обследования образцового вертолета и iPad”, которая детализирует, как следователи установили источник повреждения iPad экипажа, который был извлечен из реки с тремя отчетливыми царапинами и изгибом с задней стороны корпуса к экрану.

iPad Apple и другие так называемые электронные полетные сумки (EFB) стали распространенным оборудованием в кабинах самолетов, используемым для планирования полетов, как дополнительное навигационное средство и для замены бумажных документов, среди прочего.

Следователи NTSB провели свое исследование с использованием образцового вертолета CH-47D с конфигурацией кабины, аналогичной той, что была на аварийном вертолете. Во время аварийного полета пилот сидел на левом сиденье, а второй пилот - на правом.

Используя вспомогательную мощность для активации гидравлической помощи, следователи сначала выдвинули левую педаль пилота вперед, что привело к тому, что левая педаль второго пилота также двинулась вперед. (Левая педаль используется для начала рыскания налево и/или остановки рыскания направо и наоборот.)

Исследования специалистов показали, что когда основной пилот нажимал на левую педаль, аналогичная педаль у второго пилота также двигалась вперед. Затем следователи разместили другой iPad между левой педалью и корпусом самолета, рядом с точкой, где пятка пилота опирается на поддержку, с стороны второго пилота. Выяснилось, что когда iPad упал и застрял между левой педалью и поддержкой для пятки, на левую педаль пилота действовало дополнительное нагрузка. Это препятствовало нормальному центрированию педалей и вызывало дополнительное давление на левую педаль, которой управляет второй пилот.

Дополнительное давление на правую педаль заставило iPad оказывать больше давления на рычаг регулировки педали второго пилота. Обследование обломков аварийного вертолета показало, что левая педаль второго пилота была на самой передней регулировке, а правая - на средней.

Согласно следователям, рост второго пилота составлял 178 сантиметров. Во время исследования, с пристегнутыми ремнями безопасности и сиденьями, отрегулированными для удобства, ни немного меньший (170 см), ни немного больший (188 см) человек не мог достать iPad в его застрявшем положении.

Следователи также отметили, что шлем второго пилота еще больше усложнил бы любые попытки извлечь iPad, поскольку шлем касался козырька над приборной панелью и блокировал наклон.

Энди Эванс, директор консалтинговой компании по безопасности авиации Aerossurance, сказал, что хотя операторам обычно требуется проводить оценку рисков перед внедрением EFB, часто нет явного требования учитывать риск EFB как свободного объекта.

“Надеюсь, что эта авария заставит операторов внимательно посмотреть на все возможные свободные предметы в кабинах и надежно закрепить ценные инструменты и источники ориентирования в пространстве, такие как EFB”, - написал он Vertical по электронной почте.