Бесплатно Экспресс-аудит сайта:

13.03.2024

Как избежать утечек: разбираем лучшие методы обеспечения безопасности корпоративных данных

Простая утечка данных, как правило, происходит при случайном раскрытии конфиденциальной информации, что в корне отличается от тех утечек, которые являются результатом целенаправленной кибератаки.

Как бы то ни было, для защиты от любого типа утечек компании могут внедрять различные методы защиты своей информации. В этой статье мы расскажем о самых эффективных мерах, которые ваша организация может предпринять для обеспечения безопасности и сохранности своих данных.

Почему важно предотвращать утечки данных?

Утечки данных постоянно находятся в центре внимания киберпреступников. Многие из них, например, ведут непрерывный мониторинг учётных записей лиц, занимающих высокие должности в той или иной компании, лишь бы подловить на ошибке и заполучить ценую информацию.

Случайное раскрытие может обеспечить доступ хакеров к финансовым данным, коммерческим секретам, персональной идентификационной информации и прочим частным записям. То же самое касается и злонамеренной компрометации.

Конечно, риск раскрыть секретную информацию случайно гораздо ниже, чем при кибератаке, но он никогда не равен нулю. А когда злоумышленник получает доступ к такой информации, становится уже не столь важно, как именно он её заполучил.

Впоследствии информация может уйти с молотка конкурентам или же хакеры опубликуют её бесплатно в свободном доступе. Так или иначе, все секреты организации станут достоянием общественности, что может кардинально повлиять на бизнес и выбить из колеи даже самые крупные и стабильные предприятия.

Каковы самые распространённые причины утечки данных?

Утечки данных могут происходить по самым разным причинам. Понимание распространённых причин утечек может помочь избежать их. Ниже перечислены наиболее частые ошибки, которые организации сначала совершают, а затем долго и горько об этом жалеют.

  • Неправильная конфигурация программного обеспечения: настройки безопасности, которые либо не реализованы вовсе, либо реализованы с ошибками — обеспечивают пробелы в системе безопасности, подвергающие данные реальной угрозе компрометации.
  • Уязвимости программного обеспечения: необновлённое до актуальной версии ПО, которое содержит известные уязвимости, явно не играет безопасности на руку, так как многократно повышает шанс утечки конфиденциальных данных.
  • Слабые пароли: они делают личную информацию крайне уязвимой для кибератак. Многофакторная аутентификация может исправить положение, но и её лучше совмещать с надёжными паролями, чтобы свести к минимуму любые риски.
  • Угрозы со стороны инсайдеров: чрезмерные привилегии работников компании повышают риск внутренних угроз. Страшно подумать, но даже доверенный сотрудник, проработавший в компании много лет, может запросто слить все данные, к которым у него будет доступ.
  • Социальная инженерия: это использование обмана или манипуляций для принуждения людей к разглашению конфиденциальной информации. Если сотрудник или деловой партнёр компании не подготовлен к таким приёмам, он сам выдаст злоумышленникам все секреты, и даже не поймёт, что сделал что-то не так.
  • Физическая кража: чрезмерная концентрация исключительно на цифровой безопасности отводит на второй план безопасность физических устройств — их учёт и различные профилактические меры. А ведь это крайне важно, ведь любой современный компьютер оснащён USB-портом, через который можно сгрузить секретную информацию на флешку. А может злоумышленник решит вынести ноутбук целиком? Даже если его система будет защищена в круг, что спасёт информацию от её извлечения напрямую с накопителя? Вариантов масса, и именно поэтому компании должны не забывать про защиту физического оборудования.
  • Скрытый фишинг: данный тип фишинга представляет из себя, например, отправку злоумышленником электронного письма с запросом финансовой информации. Подобные электронные письма зачастую кажутся законными и невинными, так как отправители обычно маскируются под партнёров или коллег, однако именно они могут иметь крайне серьёзные последствия для компании, если речь идёт о конфиденциальной информации.
  • Вредоносное ПО: если хакерам всё же удалось пробиться к вашему рабочему компьютеру и заразить его вирусом, вариантов для сбора данных у них появляется превеликое множество. Кейлоггеры, инфостилеры, вирусы-вымогатели, сетевые черви — любой из способов может быть применён злоумышленниками. А если хакеры выберут максимально скрытную стратегию, компания может долгие годы даже не догадываться о компрометации, ежедневно снабжая кибербандитов свежими внутренними данными.
  • Персональные мобильные устройства: на мобильных устройствах сотрудников тоже зачастую хранятся конфиденциальные данные, доступ к которым может быть получен при физической краже или удалённой компрометации. Важно обращать внимание сотрудников на этот фактор, чтобы они ответственнее относились к защите своих личных устройств.
  • Удалённая рабочая среда: контроль за удалёнными сотрудниками обычно гораздо слабее, чем за штатными, особенно если «удалёнщики» работают с личных устройств, пользуются ненадёжным софтом и подключаются к сомнительным Wi-Fi сетям. Рано или поздно это обязательно приведёт к компрометации и потере конфиденциальных данных, если вовремя не принять меры.

Конкретные рекомендации по предотвращению утечек данных

Теперь настало время рассмотреть 7 самых эффективных мер безопасности, способных свести вероятность утечек данных к максимальной возможному минимуму. Итак, что же нужно сделать, чтобы максимально прокачать свою цифровую защиту?

1. Оценить риски сторонних производителей

Компании часто рискуют утечкой данных, передавая конфиденциальную информацию сторонним поставщикам. Организации могут повысить собственную безопасность, убедившись, что их поставщики соответствуют нормативным стандартам безопасности, таким как HIPAA, GDPR и PCI-DSS. Анкеты о рисках можно использовать для оценки потенциальных угроз при партнёрстве с новыми поставщиками.

Расширяющимся организациям может быть сложно соблюдать правила управления рисками для сторонних компаний, однако масштабирование управления рисками в виде отдельной управляемой услуги может упростить этот процесс.

2. Ограничить доступ к конфиденциальным данным

Организации должны идентифицировать конфиденциальные данные и классифицировать их с помощью строгих политик безопасности. Привилегии внутренних сотрудников следует ограничить, чтобы гарантировать доступ к критически важной информации только тем лицам, кто в ней действительно нуждается.

Также необходимо внедрить продвинутые системы для оценки разрешений и аутентификации, чтобы необходимый доступ предоставлялся только доверенным сотрудникам, исключая любое несанкционированное влияние.

Кроме того, данные следует классифицировать по различным уровням чувствительности, чтобы только работники предприятия с высоким уровнем привилегий имели доступ к высокочувствительным данным.

3. Обеспечить контроль доступа к сети

Компании должны строго контролировать доступ к своим сетям, чтобы защитить данные от неавторизованных пользователей. Любые сообщения, попадающие в сеть, необходимо проверять, чтобы удостовериться, что они поступают из надёжных источников.

В то же время, грамотная интеграция решений по предотвращению утечек данных обеспечит гарантии, что информация не будет скомпрометирована. Решения для контроля доступа к сети (NAC) могут помочь организациям обеспечить безопасность данных. NAC запрещает доступ к любым устройствам, не соответствующим необходимым требованиям, помещая их в зону карантина или жёстко ограничивая их права в системе.

4. Обеспечить надёжное шифрование

Шифрование данных — ценный инструмент защиты от утечки данных. Оно шифрует конфиденциальные данные таким образом, что даже в случае утечки прочитать их смогут только люди с определёнными инструментами и правами доступа.

Киберпреступники не смогут расшифровать такие данные, даже если будут сильно стараться. Конечно, при условии, что протокол шифрования подобран правильно и соответствует современным стандартам безопасности.

Кроме того, эксперты рекомендуют использовать портативное шифрование, поскольку оно гарантирует автоматическую защиту любых данных, если они выйдут за пределы вашей сети.

5. Обезопасить конечные точки

Конечные точки — это физические устройства, подключающиеся к вашей сети. Примерами могут служить мобильные устройства, настольные компьютеры, серверы, принтеры, устройства интернета вещей и даже виртуальные машины.

Растущее внедрение удалённых сред существенно усложнило защиту и контроль конечных точек, но и тут существуют свои средства.

Организации могут защитить конечные точки с помощью антивирусов, специализированного ПО для безопасности конечных точек, брандмауэров и VPN. А для оптимальной эффективности эти средства следует сочетать как между собой, так и в связке с дополнительными мерами безопасности.

6. Использовать специализированное ПО для предотвращения потери данных

Data Loss Prevention (DLP) — это специализированные решения для предотвращения утечек данных. Такие решения гарантируют, что конфиденциальные данные не будут потеряны, использованы не по назначению или переданы неавторизованным лицам. DLP-системы обычно выполняют следующие функции:

  • Идентификация данных: искусственный интеллект может использоваться для идентификации данных и оптимизации процессов;
  • Защита данных: DLP может быть развёрнут на конце сети для обеспечения соответствия передачи данных интегрированным политикам защиты;
  • Безопасность конечных точек: Endpoint DLP отслеживает поведение пользователей в режиме реального времени, чтобы гарантировать передачу данных между авторизованными сторонами;
  • Защита архивных данных: программное обеспечение использует соответствие нормативным требованиям, контроль доступа и шифрование для защиты архивных данных;
  • Мониторинг активных данных: DLP-инструменты будут отслеживать передвижение потоков данных и отмечать любые подозрительные действия с ними;
  • Обнаружение утечек данных: технология утечки данных сканирует данные на предмет их утечки для быстрого устранения в случае нарушения.

7. Проводить тренинги по повышению осведомлённости сотрудников

Сотрудники должны быть осведомлены о наилучших методах защиты от утечек, поскольку часто именно они подвержены тактикам социальной инженерии, таким как фишинговые электронные письма и т.п.

Чтобы предотвратить утечки данных, связанные с сотрудниками, организациям следует включить обучение кибербезопасности в свой обычный процесс работы.

Проводить такие обучения необходимо регулярно, чтобы информировать сотрудников о последних тенденциях в области кибербезопасности и постоянно напоминать им об уже устоявшихся преступных тактиках. Такой подход гарантирует безопасность сетей, даже если хакеры решат использовать самые изощрённые и современные методы социальной инженерии.

Заключение

Утечки данных представляют серьёзную угрозу для организаций любого размера и сферы деятельности. Они могут привести к катастрофическим последствиям — от потери репутации компании и доверия клиентов до серьёзного финансового ущерба и даже юридической ответственности.

Именно поэтому вопрос кибербезопасности и предотвращения утечек данных должен быть одним из ключевых приоритетов для каждой организации.

Важно понимать, что обеспечение безопасности данных — это не разовое мероприятие, а непрерывный процесс. Киберпреступники постоянно совершенствуют свои методы, поэтому и организациям необходимо регулярно пересматривать и обновлять свои стратегии защиты, внедрять новейшие технологические решения, проводить обучение сотрудников.

В заключение стоит отметить, что даже при самых совершенных мерах безопасности невозможно полностью исключить риск утечки данных. Однако применение комплексного подхода, включающего технические, организационные и кадровые меры, позволит свести этот риск к минимуму и обезопасить конфиденциальную информацию компании.