Бесплатно Экспресс-аудит сайта:

18.06.2024

Материя и дух: вечная битва за объяснение человеческого разума

Более 150 лет назад в научных кругах разгорелись споры о происхождении человеческого разума , что привело к отчуждению Альфреда Рассела Уоллеса от элитной группы ученых, возглавляемой Чарльзом Дарвиным. Уоллес, в отличие от Дарвина, не мог признать, что человеческий разум – это просто орган, эволюционировавший как и любой другой.

Историк из Даремского университета Нил Томас отмечает, что для Уоллеса “по зрелому размышлению, простое превращение обезьяны в человека стало неприемлемым, и он больше не мог соглашаться с онтологическим равенством людей и животных, предложенным Дарвином.” Так Уоллес оказался в тени, а Дарвин стал иконой эволюционной теории.

Однако скептицизм Уоллеса был обоснован. До сих пор нет доказательств того, что человеческий разум эволюционировал естественным путем. Никто не знает, как наши предки начали мыслить как люди.

Тем не менее, популярные научные издания любят публиковать истории о происхождении разума. Были выдвинуты различные гипотезы: психические заболевания, бросание шимпанзе экскрементов, кулинария, половой отбор, ношение младенцев и многое другое. Ни одна из них не выглядит правдоподобной, так как каждая требует веры в то, что материальное может случайно создать нематериальное.

Более того, некоторые подходы были откровенно вредоносными. Например, в начале ХХ века африканский пигмей Ота Бенга был выставлен в зоопарке как “не совсем человек.” Позднее палеонтологи попытались найти таких “не совсем людей” среди вымерших групп, таких как неандертальцы и флоресские люди . Однако ни одна из этих групп не оказалась настолько примитивной, как того требовала теория “недостающего звена.” Наоборот, неандертальское искусство опровергло такие представления.

Исторические свидетельства указывают на то, что люди думали как люди на тысячи лет раньше, чем предполагалось. Фраза “раньше, чем думали” стала клише в научных кругах. В мае 2023 года было установлено, что контролируемое использование огня началось 250 тысяч лет назад. В июне того же года были найдены каменные орудия возрастом 700 тысяч лет. Эти находки подталкивают к выводу, что происхождение разума уходит в далекое прошлое.

Возникает вопрос: был ли у наших предков язык, философия или религия? Языки, кроме письменных, исчезают со временем, а ранние письменные свидетельства датируются примерно 5500 годами назад. Мы можем предположить, что если наши предки понимали изобразительное искусство, то они могли и говорить о нем. Но это лишь предположения.

Интересный аспект – отношение древних людей к своим мертвым. Например, в одной из пещер были найдены человеческие кости и зубы среди инструментов, украшений и остатков животных. Останки, датируемые 32 тысячами лет назад, имели следы обработки, что может указывать на ритуальное очищение костей. Возможно, это позволяло группе переносить останки предков. Некоторые неандертальцы покрывали кости красным пигментом, что может быть ранним проявлением религиозных представлений.

Основная проблема для тех, кто пытается построить эволюционную историю разума, заключается в том, что если человек биологически животное, но когнитивно существенно отличается, то очевидно, что какая-то часть человеческого разума не является биологической. Эта мысль, как и Уоллес, все еще отвергается академическим сообществом. Однако изменения происходят медленно. Все труднее становится построить историю человечества, которая сводилась бы к “эпохам, когда разум был грязью,” как выразился викторианский поэт Джордж Мередит.

Стоит задаться вопросом: должны ли нематериальные вещи иметь эволюционную историю? Возможно, некоторые из них имеют такую историю, но это не обязательно.

Почему наши предки не изобрели больше вещей?

Справедливо задать вопрос: если у наших предков был настоящий человеческий разум, почему технологический прогресс шел так медленно? Почему понадобились сотни тысяч лет, чтобы перейти от овладения огнем к кузнечному делу, и тысячи лет, чтобы перейти от этого к двигателю внутреннего сгорания? Ответ кроется в самой технологии, а не в человеческом разуме. Технологии развиваются, опираясь друг на друга, и для крупных прорывов необходимо, чтобы многие из них совпали во времени и месте.

Неандертальцы, например, изготавливали каменные орудия и березовый деготь, но большинство прогресса в производстве ожидало развития горного дела и металлургии, что произошло гораздо позже. Даже в XIX веке врачи, несмотря на свою гениальность, не могли обойтись без анестезии, стерилизации, антибиотиков и современного диагностического оборудования.

Кроме того, ранние люди были малочисленны и широко расселены. Рост численности населения и его плотности способствовал ускорению инноваций, без необходимости в увеличении уровня интеллекта.

Религиозные объяснения происхождения разума предлагают альтернативную перспективу для понимания уникальных ментальных способностей человека. В то время как современная наука все чаще склоняется к материалистическим интерпретациям, опирающимся на биологические и эволюционные механизмы, теологические концепции подчеркивают особый, трансцендентный аспект человеческого сознания. Хотя эмпирическая проверка таких метафизических идей затруднена, сторонники религиозных взглядов утверждают, что они лучше соответствуют субъективному опыту самосознания и свободной воли, который многие люди переживают. Несмотря на значительный прогресс в объяснении мозговых процессов с научной точки зрения, вопрос о происхождении разума остается открытым для дальнейшего изучения и обсуждения.