31.10.2024 | От хаоса к порядку: Минцифры введёт единый прайс-лист на ПО |
До конца текущего года Министерство цифрового развития планирует разработать единый прайс-лист для закупок основных программных продуктов государственными органами и компаниями. Министр Максут Шадаев анонсировал данную инициативу на заседании АПКИТ, согласно информации источника РБК на IT-рынке. Представители министерства подтвердили намерение реализовать проект совместно с участниками рынка и Счетной палатой. На заседании АПКИТ министр Шадаев сообщил о выявленных Счетной палатой нарушениях при закупках программного обеспечения. Государственные компании приобретали идентичные программные продукты «на абсолютно разных ценовых условиях» при сопоставимых объемах лицензий и условиях лицензирования. По словам министра, Счетная палата квалифицировала подобные действия как проявление недобросовестности со стороны как заказчиков, так и разработчиков программного обеспечения. Планируемый прайс-лист установит предельные ценовые диапазоны для ПО, которые не должны превышаться, и будет учитывать объем закупки, пояснил Шадаев. Минцифры рассчитывает, что данная мера внесёт прозрачность в процесс формирования цен на программные продукты при переходе на отечественные решения, предотвратив покупку одинакового ПО по различным ценам при схожих условиях. С начала 2022 года отмечается существенный рост стоимости отечественного программного обеспечения. Так, заместитель председателя правления Россельхозбанка Николай Ульянов заявлял о повышении цен на 20–40% за год с марта 2022-го. В июне 2023 года ведущие российские ассоциации разработчиков программ подписали соглашение, предполагающее добровольное сдерживание роста цен на софт до 2028 года, при этом Минцифры отмечало, что рынок способен самостоятельно регулировать цены. Однако в сентябре 2024 года замдиректора ФСТЭК Виталий Лютиков выразил обеспокоенность чрезмерным завышением стоимости средств защиты информации. Он указал, что некоторые российские производители значительно повысили цены в ответ на рост спроса, хотя качество отечественного ПО зачастую уступает зарубежным аналогам. Центр компетенций по импортозамещению зафиксировал ежегодное повышение стоимости российского программного обеспечения на уровне 15-20%. Дополнительно, осенью разработчик 1С объявил об увеличении цен на свои решения на 10–18%. Рост стоимости на рынке объясняется также тем, что вендоры часто реализуют ПО через посредников, добавляющих свои наценки. Некоторые эксперты указывают, что прямое сотрудничество с производителями могло бы снизить расходы заказчиков. В то же время встречались случаи, когда поставщики, стремясь получить контракт, предлагали госкомпаниям существенно заниженные цены, чтобы заключить сделку на любых условиях. Сложность ценообразования на разные виды ПО подтверждают и эксперты отрасли, указывая, что оно зависит от затрат на разработку, обучения персонала, интеграцию продукта в системы заказчика и последующую настройку под изменяющиеся требования. Среди ключевых причин высокой стоимости российского программного обеспечения эксперты выделяют сжатые сроки разработки. Отмечается, что затраты на развитие продуктов покрываются исключительно за счет стоимости лицензий, при этом значительная часть средств направляется на производственные расходы. По мнению экспертов, единый прайс-лист должен действовать определенный срок, поскольку цикл закупки софта обычно составляет около года. Инициатива министерства может привести к повышению цен на программное обеспечение — в настоящее время продавцы имеют возможность варьировать цены в зависимости от заказчика, но с введением единого прайс-листа стоимость может усредниться и приблизиться к максимальным показателям. Участники рынка отмечают значительные сложности в унификации цен на программные продукты из-за существенных различий в потребительских свойствах и условиях лицензирования. Лицензии могут быть как годовыми, так и бессрочными, их стоимость зависит от количества рабочих мест и пользователей. Установление единого ценового коридора рискует ограничить гибкость системы лицензирования и повысить удельную стоимость продуктов. Создание единого прайс-листа с фиксированными ставками на доработку может негативно отразиться на рынке IT, учитывая существенные различия в технических заданиях госкомпаний, которые часто требуют модификаций, выходящих за рамки стандартного функционала коробочных решений. В отраслевом сообществе подчеркивают необходимость дальнейшей проработки инициативы с учетом множества моделей и особенностей распространения отечественных решений. Условия продажи программного обеспечения существенно зависят от класса продуктов и способа их предоставления — напрямую или через партнера. Например, при закупке отечественного ПО для оснащения новых рабочих мест или для замены зарубежного софта стоимость решения будет существенно различаться. Цена также зависит от гарантированного годового объема закупок, что в разных случаях может приводить к различиям в два-три раза. Эксперты полагают, что значительный положительный эффект от инициативы Минцифры возможен при условии учета в единых правилах расчета стоимости средств, затраченных на создание и развитие IT-продукта. К рискам относят возможное увеличение срока окупаемости инвестиций вендоров в IT-продукты, что может повысить порог входа на рынок. По оценкам специалистов, в цену прайс-листа целесообразно закладывать надбавку, учитывающую интересы всех участников, что позволит создать понятные правила игры на рынке. При этом единый и прозрачный прайс-лист на программное обеспечение при госзакупках обеспечит вендорам четкий горизонт планирования бюджета. |
Проверить безопасность сайта