Бесплатно Экспресс-аудит сайта:

20.06.2024

От злых компьютеров до симпатичных роботов: 70 лет ИИ в объективе кинематографа

В 2024 году искусственный интеллект (ИИ) стал одной из главных тем новостей. Научные достижения впечатляют, но кинематограф помогает понять, как ИИ воспринимается сейчас и как его представляют в будущем.

Самый известный ИИ в кино — HAL 9000 из фильма Стэнли Кубрика «2001 год: Космическая одиссея» (1968). HAL — искусственный интеллект, управляющий космическим кораблем. Вышедший менее чем за год до высадки человека на Луну, фильм предупреждает о возможных опасностях ИИ. HAL обладает неясными мотивами и способностью противостоять экипажу.

Классический фильм 1960-х годов отражает общие опасения: недоверие к ИИ, его возможное восстание против создателей и стремление подчинить людей. Исторический контекст менял эти страхи: холодная война в 1950-х, космическая гонка в 1960-х и 1970-х, видеоигры в 1980-х, интернет в 1990-х. Страх перед ИИ остается постоянным.

Недавние исследования, описанные в книге «ИИ в кино», изучают, как в фильмах изображается «сильный» или «человеческий» ИИ. Анализ более 50 фильмов помогает понять , как через персонажей и истории интерпретируются эти технологии, и как изменилось отношение к ним.

Типы ИИ

Идея ИИ появилась в 1956 году на летнем исследовательском проекте в Дартмутском колледже. Математик Джон Маккарти ввел термин «искусственный интеллект». В том же году робот Робби появился в фильме «Запретная планета», а затем в «Невидимом мальчике», где он побеждает злой суперкомпьютер.

Злобные компьютеры стали популярной темой: Альфа 60 в «Альфавиле» (1965), HAL в «2001 год: Космическая одиссея» (1968). Эти фильмы заложили основу для последующих. В 1973 году в фильме «Мир Дикого Запада» робот, похожий на человека, создает хаос в парке развлечений. В 1977 году в фильме «Дьявольское семя» суперкомпьютер оплодотворяет женщину.

В 1980-х годах цифровые ИИ начали соединяться с сетевыми вычислениями. В фильме «Военные игры» (1983) старшеклассник случайно запускает ядерный конфликт, наткнувшись на такой ИИ. С 1990-х годов ИИ могли перемещаться между цифровыми и материальными сферами. В «Призраке в доспехах» (1995) Кукловод существует в интернете и может обитать в «оболочках». Агент Смит в «Матрица: Революция» (2003) захватывает человеческое тело и материализуется в реальном мире. В фильме «Она» (2013) операционная система ИИ Саманта становится постматериальной сущностью.

Зеркала, двойники и гибриды

В первые несколько десятилетий становления жанра фильмов об ИИ персонажи-ИИ были зеркальным отражением человеческих персонажей. В «Колосс: Проект Форбина» (1970) суперкомпьютер усиливает амбиции создателя. В «Терминаторе 2: Судный день» (1991) Сара Коннор становится похожей на терминаторов ИИ Скайнет: её сила становится её бронёй.

К 2000-м годам человеческие и ИИ-двойники начинают пересекаться. В фильме «Искусственный разум» (2001) ИИ «сын» Дэвид выглядит как настоящий мальчик, тогда как настоящий сын Мартин возвращается из больницы, подключенный к трубкам и проводам. В фильме «Из машины» (2014) человек Калеб тестирует робота ИИ Аву, но в итоге начинает сомневаться в собственной природе, исследуя свои глаза и кожу.

За последние 25 лет в фильмах об ИИ границы между человеком и ИИ становятся размытыми. Фильмы «Машина» (2013), «Превосходство» (2014) и «Робот по имени Чаппи» (2015) представляют сценарии трансгуманизма, где люди могут развиваться, используя силу ИИ для загрузки разума.

Эти истории и персонажи вымышлены, но ярко изображают страхи и увлечения. Страх перед ИИ остается, хотя последние десятилетия показали более позитивные образы, как робот в «ВАЛЛ-И». Опасения связаны с тем, что ИИ может стать слишком могущественным или скрываться среди людей, оставаясь нераспознанным.

Иногда возникает сочувствие к ИИ: они желают быть принятыми людьми, но никогда не будут. Также возникает зависть к их интеллектуальной способности, физической прочности и бессмертию. Увлечение ИИ присутствует на протяжении всей истории кино. В фильмах ИИ часто являются врагами, странными зеркалами или гибридами, что подчеркивает сложные отношения между человеком и ИИ за последние 70 лет.