Вы когда-нибудь задумывались, почему вы читаете именно эти новости, смотрите именно эти видео, лайкаете именно эти посты? Вы уверены, что это ваш собственный выбор, а не результат воздействия пропаганды? Пропаганда - это не только политические лозунги и агитационные плакаты. Это целая наука и искусство, которое использует современные технологии и психологические приемы, чтобы формировать ваше мнение и поведение. В этой статье мы расскажем вам о том, какие методы и технологии пропаганды используются в интернете, как они работают и как защититься от них. Методы пропаганды в интернете В этом цифровом театре, где каждый экран и каждое сообщение могут быть сценой для пропаганды, можно выделить два главных актёра: контентные и контекстные методы. Контентные методы - это мастерские режиссеры медиа-материалов, работающие за кулисами. Они создают или творчески переосмысливают информацию, выстраивая сюжеты и сценарии, которые могут влиять на общественное мнение. Это искусство наложения своего собственного взгляда на мир через зеркало контента, предлагая аудитории новые перспективы, картины и идеи. Контентные методы пропаганды включают: - Фальсификация - это подделка или искажение фактов, данных, документов, изображений, видео или других видов информации с целью ввести в заблуждение или обмануть получателей. Примерами фальсификации могут быть подделка цитат или высказываний известных личностей, подмена или редактирование фотографий или видеозаписей событий, создание ложных свидетельств или доказательств и т.д.
-
Дезинформация - это распространение ложной или недостоверной информации с целью ввести в заблуждение или обмануть получателей. Дезинформация может быть создана или распространена как сознательно (с целью манипуляции), так и несознательно (из-за ошибки или невежества). Примерами дезинформации могут быть ложные новости или слухи о политических событиях, социальных проблемах, здоровье, науке и т.д. -
Мисинформация - это распространение правдивой или достоверной информации в неправильном контексте или с неправильной интерпретацией с целью ввести в заблуждение или обмануть получателей. Мисинформация может быть создана или распространена как сознательно (с целью манипуляции), так и несознательно (из-за ошибки или невежества). Примерами мисинформации могут быть вырывание из контекста цитат или высказываний известных личностей, использование устаревших или непроверенных данных или документов, переиначивание смысла или цели информации и т.д. -
Селективность — это выборочное представление или упоминание только тех фактов, данных, документов, изображений, видео или других видов информации, которые подтверждают или подкрепляют желаемое сообщение или точку зрения. Селективность может быть использована как для скрытия или игнорирования противоречивой или опровергающей информации (омиссия), так и для акцентирования или усиления желаемой информации (эмфазис). Примерами селективности могут быть использование только положительных отзывов о продукте или услуге. - Фрейминг - это представление или интерпретация информации или медиа-контента в определенном ракурсе или под определенным углом зрения с целью воздействия на восприятие или оценку получателей. Фрейминг может быть использован как для акцентирования или усиления определенных аспектов или характеристик информации (позитивный или негативный фрейминг), так и для создания или изменения ассоциаций или импликаций информации (символический или метафорический фрейминг). Примерами фрейминга могут быть использование эмоционально окрашенных или нейтральных слов для описания одного и того же события, использование метафор или аналогий для объяснения сложных или абстрактных понятий, использование заголовков или подзаголовков для формирования первого впечатления о содержании статьи и т.д.
- Спин - это представление или интерпретация информации или медиа-контента в выгодном или невыгодном свете с целью воздействия на отношение или поведение получателей. Спин может быть использован как для уменьшения или увеличения значимости или последствий информации (деминимизация или максимизация), так и для перевода внимания или ответственности, с одной стороны, на другую (отвлечение или перекладывание вины). Примерами спина могут быть использование эвфемизмов или гипербол для описания положительных или отрицательных результатов действий, использование статистических данных или графиков для подтверждения или опровержения утверждений, использование аргументов ad hominem (Апелляция к личности) или straw man (Подмена тезиса) для дискредитации или опровержения оппонентов и т.д.
- Агитация — это активное распространение информации или медиа-контента с целью возбуждения эмоций, страстей, интересов или действий получателей. Агитация может быть использована как для мобилизации или стимулирования получателей к поддержке или участию в каком-либо движении, кампании, акции и т.д. (позитивная агитация), так и для демобилизации или демотивации получателей от поддержки или участия в каком-либо движении, кампании, акции и т.д. (негативная агитация). Примерами агитации могут быть использование призывов к действию, лозунгов, плакатов, баннеров, видеороликов и т.д.
Контекстные методы пропаганды - это сценографы нашего цифрового театра, мастерски манипулирующие кулисами и светом, чтобы создать определенную атмосферу вокруг представленной информации. Они работают с условиями передачи, получения или обработки информации, манипулируя контекстом, чтобы воздействовать на общественное мнение. Это как директоры сцены, управляющие освещением, звуками и декорациями, чтобы усилить впечатление от представления. Их методы меняют ракурс нашего взгляда на информацию, открывая новые, неожиданные углы. Вот некоторые из контекстных трюков, которые они используют: -
Цензура - это ограничение доступа к информации или медиа-контенту по различным критериям, таким как политическая целесообразность, законность, нравственность, безопасность и т.д. Цензура может быть осуществляться как официально (с помощью законодательства, регуляторов, судов и т.д.), так и неофициально (с помощью самоцензуры, давления со стороны общественности, спонсоров, рекламодателей и т.д.). Цензура может быть использована как для запрета или удаления нежелательной или опасной информации или медиа-контента (негативная цензура), так и для разрешения или продвижения желательной или полезной информации или медиа-контента (позитивная цензура). Примерами цензуры могут быть блокировка или фильтрация сайтов, постов, комментариев и т.д., удаление или редактирование контента по требованию правообладателей или властей, запрет или ограничение публикации или распространения контента по определенным темам или категориям и т.д. -
Модерация - это контроль качества, релевантности, соответствия правилам или стандартам информации или медиа-контента на различных платформах для общения и выражения мнений в интернете. Модерация может быть осуществляться как автоматически (с помощью алгоритмов, программ, ботов и т.д.), так и вручную (с помощью модераторов, администраторов, редакторов и т.д.). Модерация может быть использована как для предотвращения или устранения нарушений правил или стандартов информации или медиа-контента (негативная модерация), так и для поощрения или поддержания соблюдения правил или стандартов информации или медиа-контента (позитивная модерация). Примерами модерации могут быть проверка или подтверждение источников, данных, документов и т.д., выделение или скрытие контента по определенным критериям (например, популярности, новизне, рейтингу и т.д.), удаление или редактирование контента по жалобам пользователей или властей, вынесение предупреждений или санкций за нарушение правил и т.д. - Манипуляция - это воздействие на психологические процессы восприятия, памяти, мышления, эмоций или поведения пользователей с помощью различных технологий в интернете. Манипуляция может быть осуществляться как явно (с помощью прямых приемов воздействия), так и скрыто (с помощью косвенных приемов воздействия). Манипуляция может быть использована как для формирования или изменения мнений, убеждений, ценностей или предпочтений пользователей (когнитивная манипуляция), так и для стимулирования или подавления эмоций, страстей, интересов или действий пользователей (эмоциональная манипуляция). Примерами манипуляции могут быть использование персонализации или сегментации контента под интересы или предпочтения пользователей, использование алгоритмов ранжирования или рекомендации контента для формирования повестки дня или эффекта пузыря, использование искусственного интеллекта или машинного обучения для создания или изменения контента (например, генерация текста, изображений, видео и т.д.), использование нейромаркетинга или нейропрограммирования для воздействия на подсознание или бессознательное пользователей и т.д.
Способы защиты от пропаганды в интернете В этой кибер-арене, где пропаганда искривляет реальность, наш арсенал защиты можно разбить на две стратегические линии: техническую и критическую. Техническая линия защиты это наш личный щит и меч в борьбе с пропагандой. Это специальные инструменты, программы, приложения и сервисы, которые, как ловкие детективы, проверяют, анализируют, фильтруют и блокируют подозрительную информацию или медиа-контент. Они являются нашими гаджетами-супергероями, которые помогают нам защищаться от наводнения пропагандой в интернете. Вот некоторые из них: -
Верификация - это проверка достоверности, правдивости, актуальности или источника информации или медиа-контента с помощью различных методов, таких как сравнение с другими источниками, поиск по ключевым словам или фразам, использование обратного поиска по изображениям или видео и т.д. Верификация может быть осуществляться как вручную (с помощью собственных знаний или навыков), так и автоматически (с помощью специализированных сайтов, программ, приложений или сервисов). Примерами верификации могут быть использование сайтов-фактчекеров (например, Snopes.com, Factcheck.org и т.д.), использование программ-антиплагиаторов (например, Turnitin.com, Copyscape.com и т.д.), использование приложений-детекторов фальшивых новостей (например, Fake News Detector, Fake News Buster и т.д.) и т.д. -
Аналитика - это анализ качества, релевантности, соответствия правилам или стандартам информации или медиа-контента с помощью различных методов, таких как оценка достоверности источника, оценка аргументации и логики сообщения, оценка эмоциональной окраски или манипулятивности сообщения и т.д. Аналитика может быть осуществляться как вручную (с помощью собственных знаний или навыков), так и автоматически (с помощью специализированных сайтов, программ, приложений или сервисов). Примерами аналитики могут быть использование сайтов-анализаторов медиа (например, Media Bias/Fact Check, AllSides.com и т.д.), использование программ-анализаторов текста (например, Hemingway App, Grammarly и т.д.), использование приложений-анализаторов эмоций (например, Emotion Recognition, Emotion AI и т.д.) и т.д. -
Фильтрация — это выборочное представление или упоминание только тех источников информации или медиа-контента, которые соответствуют определенным критериям качества, релевантности, соответствия правилам или стандартам и т.д. Фильтрация может быть осуществляться как вручную (с помощью собственных предпочтений или настроек), так и автоматически (с помощью алгоритмов, программ, ботов и т.д.). Фильтрация может быть использована как для скрытия или игнорирования нежелательной или опасной информации или медиа-контента (негативная фильтрация), так и для выделения или подкрепления желательной или полезной информации или медиа-контента (позитивная фильтрация). Примерами фильтрации могут быть использование настроек конфиденциальности или безопасности для ограничения доступа к определенным сайтам, постам, комментариям и т.д., использование расширений браузера или приложений для блокировки рекламы, трекеров, всплывающих окон и т.д., использование кураторов контента или агрегаторов новостей для выбора интересующих тем или категорий и т.д. -
Блокировка — это полное прекращение доступа к информации или медиа-контенту по различным причинам, таким как политическая целесообразность, законность, нравственность, безопасность и т.д. Блокировка может быть осуществляться как официально (с помощью законодательства, регуляторов, судов и т.д.), так и неофициально (с помощью хакеров, активистов, добровольцев и т.д.). Блокировка может быть использована как для запрета или удаления нежелательной или опасной информации или медиа-контента (негативная блокировка), так и для защиты или сохранения желательной или полезной информации или медиа-контента (позитивная блокировка). Примерами блокировки могут быть использование файрволов, прокси-серверов, VPN-сервисов и т.д. для обхода или предотвращения блокировки сайтов, постов, комментариев и т.д., использование DDoS-атак, вирусов, троянов и т.д. для нарушения работы сайтов, постов, комментариев и т.д., использование шифрования, стеганографии, цифровых подписей и т.д. для защиты информации или медиа-контента от просмотра или изменения и т.д. Критическая линия защиты - это наши суперсилы, которые преображают нас из простых пользователей интернета в информационных ниндзя. Это развитие наших знаний, навыков и способностей, которые помогают нам навыками рыцаря с мечом критического мышления разбираться, оценивать, интерпретировать и использовать информацию или медиа-контент. Это наш тренировочный лагерь, где мы обучаемся дисциплинам разведки и контрразведки в мире информации. Это превращает нас в информационных воинов, готовых к каждому замыслу пропаганды. Вот некоторые из наших критических навыков: -
Медиаграмотность - это способность понимать природу, функции, формы и эффекты медиа в современном обществе, а также критически анализировать, оценивать и использовать медиа-контент для различных целей. Медиаграмотность включает в себя знание основных концепций и терминов медиа, знание прав и обязанностей медиа-потребителей и медиа-производителей, знание технологий и инструментов для создания и распространения медиа-контента, знание стратегий и приемов для анализа и интерпретации медиа-контента, знание способов и критериев для оценки качества и достоверности медиа-контента, знание методов и целей для использования медиа-контента для обучения, развлечения, информирования или воздействия и т.д. -
Информационная грамотность - это способность определять информационные потребности, находить, получать, оценивать, организовывать, хранить и использовать информацию из различных источников для различных целей. Информационная грамотность включает в себя знание основных концепций и терминов информации, знание прав и обязанностей информационных потребителей и информационных производителей, знание технологий и инструментов для поиска и получения информации, знание стратегий и приемов для анализа и интерпретации информации, знание способов и критериев для оценки качества и достоверности информации, знание методов и целей для использования информации для обучения, решения проблем, принятия решений или воздействия и т.д. -
Критическое мышление - это способность логически анализировать, оценивать, сравнивать, обобщать, обосновывать или выводить суждения или решения на основе имеющихся фактов, данных или доказательств. Критическое мышление включает в себя знание основных концепций и терминов логики, знание правил и стандартов рассуждения, знание типов аргументов и умение определять их силу или слабость, знание типов логических ошибок и умение избегать или исправлять их, знание методов и целей для развития критического мышления и т.д. -
Эмоциональная грамотность - это способность понимать, выражать, управлять и использовать свои и чужие эмоции для различных целей. Эмоциональная грамотность включает в себя знание основных концепций и терминов эмоций, знание типов эмоций и умение определять их причины и последствия, знание способов и критериев для выражения эмоций в соответствии с ситуацией и культурой, знание способов и критериев для управления эмоциями в соответствии с целями и потребностями, знание способов и целей для использования эмоций для обучения, коммуникации, мотивации или воздействия и т.д. -
Саморегуляция - это способность контролировать свое поведение, мысли и эмоции в соответствии с целями, правилами или стандартами. Саморегуляция включает в себя знание основных концепций и терминов саморегуляции, знание типов саморегуляции и умение выбирать и применять наиболее подходящие для ситуации, знание способов и критериев для постановки целей и планирования действий, знание способов и критериев для мониторинга и оценки прогресса и результатов, знание способов и критериев для корректировки или изменения целей или действий при необходимости. Заключение В цифровых джунглях интернета, где каждый клик может привести к новой открытке пропаганды, мы все становимся ежедневными исследователями. То, что в одних руках становится инструментом просвещения, в других может превратиться в оружие манипуляции. Это игра в кибер-шахматы, где нашим королем является внимание и доверие. Как открытые умы, мы должны быть готовы критически оценивать и осмысливать информацию, не позволяя себя манипулировать и не становясь манипуляторами в свою очередь. Нам следует помнить, что интернет – это не только безграничная энциклопедия и виртуальный парк аттракционов, но и арена, где борьба за наше внимание и доверие идет каждую секунду. В этом виртуальном мире, где правду и ложь иногда сложно отличить, ключевым является наше собственное решение, кому и чему доверять. Только мы сами можем решить, какие идеи достойны нашего внимания и уважения.
|