05.07.2024 | Существует ли «психофизическая гармония»? |
В 1990-х годах австралийский философ Дэвид Чалмерс сформулировал задачу различения "легких" и "сложных" вопросов сознания. Легкие вопросы касаются объяснения поведения, например, способности различать, категоризировать и реагировать на неожиданности. Эти вопросы вписываются в стандартные научные объяснения, где предполагается наличие механизма, объясняющего, как мозг выполняет свои функции. Сложная проблема возникает после объяснения всех этих функций мозга, оставляя нас с загадкой: почему выполнение этих функций сопровождается опытом? Почему все эти механистические процессы не происходят "в темноте"? По мнению некоторых философов, корни этой проблемы лежат в том, как Галилео, "отец современной науки", исключил сознание из физической науки. Чалмерс сделал эту проблему яркой, предложив идею "философского зомби", сложного механизма, который ведет себя точно как человек и имеет такую же информационную обработку в мозге, но без сознания. Никто не считает зомби реальными, но они помогают понять суть сложной проблемы. Сторонники Чалмерса полагают, что если бы человек состоял только из механистических процессов, мы бы все были зомби. Так как мы не зомби, должно быть что-то большее, что объясняет наше сознание. В противоположность этому, такие философы, как Дэниел Деннет, считают, что разделение ощущений и поведения бессмысленно. Задача науки о сознании заключается в объяснении поведения, как внешнего, так и внутреннего. Недавно в этих философских дебатах произошло новое и интересное развитие. Все больше философов начинают подозревать, что разделение между "ощущениями" и "поведением" ставит еще более глубокую задачу, чем предполагал Чалмерс. Проблема в том, что если допустить возможность зомби, нельзя остановиться на обычных зомби. Можно представить, например, людей с инверсией цветов, которые физически такие же, как мы, но видят бананы как красные, а помидоры как желтые. Или инверсию боли и удовольствия: такие люди чувствуют удовольствие, когда мы чувствуем боль, и наоборот. Многие философы полагают, что такие примеры подчеркивают важность объяснения гармонии между психофизическими процессами. Это стало известно как тайна психофизической гармонии . Объяснения поведения людей, например, в политике, предполагают, что человеческие существа реагируют рационально на свои убеждения и желания. Некоторые философы считают, что психофизическая гармония указывает на существование Бога. Однако другие считают, что это приводит к радикальному пересмотру наших фундаментальных предположений о реальности. С момента научной революции законы природы рассматривались как действующие от прошлого к настоящему. Возможно, имеет смысл рассматривать телологические законы, которые работают от будущего к настоящему, обеспечивая гармоничное согласование сознания и поведения. Для некоторых это слишком радикальная идея, подтверждающая правоту Деннетта. Однако для других это понимание сознания становится непреложным фактом. |
Проверить безопасность сайта