Бесплатно Экспресс-аудит сайта:

13.07.2024

Тёмные паттерны захватили интернет: 76% сайтов и приложений обманывают нас

Федеральная торговая комиссия США ( FTC ), совместно с двумя международными сетями по защите прав потребителей ICPEN и GPEN, опубликовала результаты исследования использования «тёмных паттернов» — манипулятивных дизайнов, которые могут угрожать конфиденциальности пользователей или побуждать их к нежелательным действиям. Анализ охватил 642 веб-сайта и приложения с подписками, и выявил, что большинство из них (почти 76%) используют хотя бы один тёмный паттерн, а почти 67% — более одного.

Тёмные паттерны представляют собой дизайнерские техники, которые скрытно побуждают пользователей к определённым действиям или ставят под угрозу их конфиденциальность. Эти методы особенно популярны среди сайтов и приложений с подписками и давно находятся в центре внимания FTC. Например, в 2019 году FTC подала иск против приложения для знакомств Match за мошеннические практики, включая сложность отмены подписки.

Новый отчёт FTC подробно рассматривает различные типы тёмных паттернов, такие как сокрытие информации, создание препятствий, назойливость, принуждение к действиям, социальное доказательство и другие.

Сокрытие информации оказалось одним из наиболее распространённых типов тёмных паттернов. В 81% рассмотренных случаев веб-сайты и приложения автоматически продлевали подписки без возможности отключения автопродления. В 70% случаев сервисы не предоставляли информацию о том, как отменить подписку, а 67% не указывали дату, до которой нужно отменить подписку, чтобы избежать нового платежа.

Препятствия также являются распространённым приёмом, который затрудняет такие действия пользователя, как отмена подписки или обход бесплатного пробного периода. Часто кнопка «закрыть» на таких предложениях бывает серой и скрытой от глаз.

Назойливость включает в себя повторяющиеся просьбы выполнить действие, желаемое компанией-манипулятором. Например, приложение TikTok регулярно запрашивает у пользователей доступ к их контактам, даже после отказа.

Принуждение к действиям означает, что пользователь должен выполнить определённое действие, чтобы получить доступ к функционалу, например, ввести платёжные данные для участия в бесплатном пробном периоде. Такое требование встречалось в 66.4% изученных сайтов и приложений.

Такой приём, как «социальное доказательство», использует влияние толпы, чтобы подтолкнуть пользователя к покупке, показывая метрики активности других пользователей. Это особенно популярно в электронной коммерции, где отображаются данные о том, сколько человек просматривают товар или добавляют его в корзину.

Исследование выявило, что 21.5% сайтов и приложений использовали уведомления и другие формы социального доказательства для привлечения пользователей к оформлению подписки.

Также зачастую сайты могут создавать ложное ощущение срочности, чтобы побудить пользователей к покупке. Это часто наблюдается на таких платформах, как Amazon, где пользователи периодически уведомляются о малом количестве товара на складе, который пользователь добавил в корзину.

Вмешательство в интерфейс включает в себя приёмы, при которых дизайн сайта или приложения склоняет пользователя к принятию решения, выгодного для бизнеса. Например, автоматическое выделение более дорогих товаров или подписок, а также использование «ложной иерархии» для визуального выделения выгодных для бизнеса опций.

Исследование FTC проводилось с 29 января по 2 февраля 2024 года в рамках ежегодного обзора Международной сети по защите прав потребителей и правоприменению (ICPEN) и охватило 642 сайта и приложения с подписками.

К слову, FTC не впервые рассматривает использование тёмных паттернов. В 2022 году ведомством был опубликован отчёт, в котором рассматривались тёмные паттерны в различных отраслях, включая электронную коммерцию и приложения для детей.